Майкл Делл (Maykl Dell, родился 23 февраля
1965 года) - американский предприниматель,
основатель компании Dell Computer
Corporation.
Майкл Делл
родился 23 февраля 1965 года в
Хьюстоне (штат Техас) в
весьма обеспеченной семье. Его отец был
стоматологом-ортодонтом, а мать - брокером, и
его родители имели все основания пологать,
что сын пойдет по их стопам. Но вместо того,
чтобы стать врачом, адвокатом или инженером,
Несмотря на весьма отсутствие особых успехов в учебе (один из его
учителей даже сказал, что Майкл «скорее всего, не достигнет ничего в
своей жизни.»), он в 8 лет решил пропустить старшие классы средней
школы - важных дел в жизни, мол, и так хватает - и подал заявку на
получение документа о заочном полном среднем образовании. Хотя из
этой затеи ничего не вышло.
В возрасте двенадцати лет Майкл успешно осуществил свой
первый бизнес проект. Страстно увлекаясь старыми марками и
подрабатывая для их покупки разносчиком воды в китайском ресторане,
Майкл увидел в торговле марками отличную коммерческую возможность
для себя и создал свой собственный аукцион марок. Майкл убедил
нескольких людей в округе доверить ему свои марки, поместил рекламу
“Марки Делла” в журнале Linn’s Stamp Journal напечатал каталог на 12-ти
страницах и разослал его. В результате Майкл заработал $2000.
Интересная история произошла с 12-летним Деллом на рыбалке. Пока
старшие вовсю ловили рыбу, Майкл сидел на берегу и терпеливо сплетал
из лесы замысловатую снасть, способную нести сразу десятки крючков.
Мудрые взрослые посмеивались над ним, мол: «Что ты занимаешься
ерундой, мы ведь приехали не работать, а отдыхать, да и все равно
ничего не получится». Упрямый Майкл же полагал, что ему виднее.
Закончил он только к обеду. Тем не менее, когда пришло время уходить,
оказалось, что он наловил рыбы больше всех остальных вместе взятых. С
тех пор в любых жизненных обстоятельствах Делл следует правилу: “Если
тебе кажется, что какая-то идея хороша, непременно испробуй ее на
практике”.
Позже, подросший Делл, ученик старших классов, решил
подзаработать, продавая подписку на городскую газету Houston
Post. К тому моменту он, видимо, уже вполне четко сформулировал свое
жизненное кредо: “Не так важно, что ты продаешь, сколько то - как ты это
делаешь”. Он не стал ходить от двери к двери. Ему пришло в голову, что
молодожены - идеальный объект для его прямого маркетинга. За свои
деньги он нанял приятелей, которые доставали для него имена и адреса
молодоженов. Майкл заносил их в свой компьютер и посылал каждой паре
персональное, а не типовое письмо, предлагая в качестве свадебного
подарка бесплатную подписку на две недели.
В этот раз Делл заработал уже $18 тысяч и купил ВМW. Продавец
машин чуть не потерял дар речи, когда 17-летний паренек вытащил из
кармана всю сумму наличными.
На родителей Майкла его первые предпринимательские шаги не
производили должного впечатления. Они продолжали убеждать сына,
чтобы тот поступил в университет и посвятил себя медицине. В конце
концов, окончив школу, Делл записался на биологический факультет
Техасского государственного университета в городе Остине.
Вскоре Майкл начал сам переделывать компьютеры, как для себя
так и для клиентов, улучшая их производительность.
В то время персональные компьютеры стремительно входили в моду.
Студенты жаждали приобщиться к миру высоких технологий, но дилеры
драли за предмет культа сумасшедшие деньги. Поэтому он стал закупать
у дилеров IВМ складские излишки и в своей комнате в студенческом
общежитии, превращенной в импровизированную мастерскую, он
модифицировал готовые машины, присоединяя к ним дополнительные
комплектующие или, наоборот, что-то убирая (запросы рынка были
известны ему не понаслышке). После чего Майкл поместил в газетах
рекламу, предлагая свои “оптимизированные под пользователя”
компьютеры по цене на 15 процентов ниже розничной. Скоро он с
успехом продавал компьютеры бизнесменам, частнопрактикующим
врачам и юридическим фирмам. Багажник его роскошного автомобиля
служил складом, а его комната в кампусе окончательно приобрела
нежилой вид. Так Майкл основал компанию по продаже
компьютеров
PC’s Limited
. Компания в скором времени стала
приносить неплохую прибыль, поэтому в 19 лет Делл ушел из
университета и стал тратить все свое время на бизнес. В 1987 PC’s
Limited была переименована в
Dell Computer Corporation
.
Несмотря на многочисленные проблемы, преследовавшие компанию
(включая проблемы с пожароопасностью лаптопов в 1993, временную
уступку значительной доли рынка компании Gateway в середине 90-ых и
др.), компания смогла не только выжить, но и стать самым прибыльным
производителем ПК в мире. В 2004 году продажи компании составляли
более $49 млрд., а прибыль - около $3 млрд. В 2003 году компания
сменила имя на
Dell, Inc.
, так как к тому времени спектр производимых
ей товаров значительно расширился.
4 марта 2004
Майкл Делл
ушел с поста главного управляющего, но
остался председателем совета директоров, в то время как Кевин
Роллинс занял его место.
В 2005 году в опубликованном журналом Форбс списке 400 самых богатых
людей, Делл был на 4-м месте в США и на 18-м месте в мире. Его
состояние оценивалось примерно в $18 млрд. Майкл Делл живет в
Малибу, штат Калифорния. Его дом находится на 15-м месте в списке
самых больших домов мира, его стоимость оценивается примерно в $18,7
млн.